Основную часть информации об окружающем мире малыш в возрасте от 0 до 3 лет получает при помощи зрительного восприятия. Хотя и до 4 лет созерцание в тандеме с осязанием занимают лидирующие позиции среди всех чувств человека. У многих людей восприятие информации с помощью зрения является главным в течение всей их жизни (их называют визуалами).
Развитие навыка воспринимать зрительную информацию строится на следующих основах:
Именно эти понятия являются основополагающими в таких науках, как математика, логика, чистописание.
Для малыша, который только начинает познавать мир, цвет не является чем-то отдельным. Ребенок выбирает любимые предметы, которые имеют тот или иной цвет, поэтому оттенок для него – это не абстрактное понятие, а ассоциативное. Обычно мы говорим ребенку: «Лист – зеленый, яблоко – красное». Однако лист может быть не только зеленым, но и желтым, красным. А яблоко далеко не всегда красное: оно бывает зеленое или желтое. Так ли необходимо с раннего детства вводить ребенка в заблуждение и навязывать ему цветовые стереотипы?
Будет намного лучше, если, показывая малышу листик, вы скажете: «Это лист. Он зеленый». Почувствовали разницу? То же самое и с игрушками. Давая ребенку мягкую игрушку, мы можем сказать: «Это коричневый мишка». Для крохи это звучит как одно слово, то есть конкретное название предмета «коричневыймишка». Однако теперь мы уже знаем, как правильно следует представить ребенку эту игрушку: «Это мишка. Он коричневый».
Так, постепенно накапливая свой опыт, малыш начнет отделять предмет от его свойств. Для себя он сделает важное открытие, поняв, что синим может быть не только мячик, машина или лавочка на улице. И задача родителей здесь – как можно чаще обращать внимание малыша на цветовые свойства предметов.
Рассказывая ребенку о том или ином цвете, не ограничивайтесь «основными»: красным, синим, желтым, зеленым. И тем более не учите цвета отдельно: сначала запоминаем красный, потом – синий и так далее. Не искажайте намеренно название цветов: например, салатовый не называйте зеленым, малиновый – красным. Дети постарше не хуже вас различают оттенки и они могут удивляться, почему мама совершенно разные цвета называет одним и тем же словом. Во избежание такой путаницы на начальном этапе обучения подберите предметы, цвета которых точно соответствуют своему названию (зеленый, желтый).
В «разноцветные» игры с малышом можно играть, начиная уже с самого рождения, что большинство родителей и делают, показывая крохе разноцветные погремушки и называя их цвета. Такие забавы становятся еще более значимыми, когда у ребенка уже полностью сформировалось цветовое зрение (6 месяцев). Играя с ребенком в кубики, обязательно указывайте цвет: «Вот красный кубик, давай поставим его на синий». Подобным образом можно строить одноцветные башенки, разноцветные дорожки. Главное условие – постоянно комментировать свои действия и проговаривать название цветов. Не расстраивайтесь, если ребенок сверху красной башни поставит синий кубик: наберитесь терпения, ведь со временем он все сделает правильно.
Детям от года будут интересны различные игры-«сортировки». Например, вы можете организовать два «строительства» в различных углах комнаты и развозить на машинах в один угол синие кубики, в другой – зеленые. Выложите дорожку из зеленых кубиков, а посередине положите синий. Теперь попросите малыша найти отличающийся от цвета дорожки кубик: «Я иду по зеленой дорожке. Это зеленый кубик, еще зеленый… А этот кубик не зеленый – он другой, он синий! Его нужно поменять на зеленый кубик, и тогда он не будет лишним в этой дорожке».
Эта игра поможет не только познавать цвета, но и развивать логические способности крохи, учить его анализировать и думать. В процессе изучения цветов станут полезными и обучающие книжки. В таких книгах обычно на каждой странице представлен только один цвет, что увеличивает скорость изучения цветовой палитры.
Во время обучения ребенка цветам вам пригодятся фломастеры и краски. Рисуя вместе с малышом, постоянно называйте тот цвет, в который окунаете кисточку: «Какой краской мы с тобой начинаем рисовать? Желтой! Этой краской можно нарисовать солнышко. А цыпленка мы каким цветом нарисуем? Тоже желтым». Не забывайте комментировать и действия вашего ребенка: «Ты обмакнул кисточку в красный цвет. Вот молодец, ты нарисовал помидор, он красный!»
Для ребенка смешивание красок разных цветов – это не только способ запомнить их названия, но и самое настоящее, удивительное и завораживающее волшебство. Поэтому не лишайте своего малыша этого удовольствия: пусть он еще немного порисует «каки-маляки», которые очень скоро вы будете вспоминать с ностальгией.
Игрушки всегда будут оставаться самым популярным детским товаром. Ведь именно они помогают окунуться малышу в волшебный мир фантазии. Используя игрушки, ...
Выбирая своему малышу первую книгу, вы должны учитывать не только возраст ребенка, но и смысловое содержание книги, качество ее изготовления. ...
Шумные и непоседливые, неугомонные и шаловливые дети очень часто испытывают терпение своих родителей. Однако все их незатейливые проказы, ни в ...
Как научить ребенка жевать?
Казалось бы – в чем проблема? Если природой задумано, что у человека есть зубы, он должен легко научиться жевать. И мамочки, которые не знают, как ...
Диета доктора Ковалькова, меню и отзывы
Очень редко то, что мы видим в зеркале, полностью нас устраивает. И, как правило, главный объект недовольства – это наше тело. Но задумываясь о лишних ...
Социофобия: симптомы, лечение
Сегодня все чаще психологи и их пациенты стали употреблять при постановке диагноза слово «социофобия». Что это – модное веяние или обострение каких-то проблем в социуме? ...
Маска из дрожжей для лица
Знаете ли вы, что дрожжи используются не только лишь для вкусной пышной выпечки, но и для красоты кожи лица? Да-да, маска из дрожжей для лица ...